Суббота, 22.09.2018, 18:10 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Подкина М. Б.

Марианна Борисовна Подкина (10.02.1931-03.10.2003)

Подкина Марианна Борисовна – балерина, педагог. Солистка балета Молотовского (Пермского) академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 1950 по 1974 гг. Преподаватель Молотовского (Пермского) государственного хореографического училища с 1951 по 1989 гг. Заслуженная артистка РСФСР (1957). Народная артистка РСФСР (1967). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971). Удостоена звания «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Танцовщица» (2000).

Марианна Борисовна Подкина родилась 10 февраля 1931 г. в Краснодаре в семье служащего. Вскоре после рождения младшей дочери семья переехала в Пермь, где её отец, Борис Алексеевич, стал работать начальником участка на заводе им. Сталина, мать, Елена Алексеевна, там же работала секретарём.

Когда Ляле (так Марианну называли в детстве) было шесть лет, в детский сад, в который она ходила, приехал с визитом легендарный Валерий Чкалов. Воспитатели подготовили по этому поводу маленький детский концерт. Юная Ляля на этом концерте танцевала с подружками вальс. На память о встрече с прославленным лётчиком у неё осталось несколько фотографий, одна из которых была опубликована в заводской многотиражке.

После детского сада Марианна пошла учиться в обычную среднюю школу № 12. Во время учёбы она начала заниматься в танцевальном кружке Молотовского дома пионеров и школьников под руководством Валерии Викторовны Райской. Но ничто не предвещало ей судьбу прима-балерины, к тому же через год началась Великая Отечественная война.

На период военных действий из Ленинграда в Молотовскую область было эвакуировано хореографическое училище. В 1942-1943 гг. после первого военного выпуска училище объявило набор местных детей. Бабушка Марианны повела её поступать, но оказалось, что девочка не подходит по возрасту. Ей было уже целых 12 лет, а требовалось 10.

Ляля продолжила заниматься любимыми танцами в хореографическом кружке, где её считали очень способной ученицей. Вместе с ансамблем Дома пионеров она выступала с концертами в госпиталях, школах, колхозах. Она была так самозабвенна и темпераментна в танце, что специально для неё педагог поставила огневой венгерский чардаш.

Через два года, в марте 1945 г., Подкина по совету матери попробовала поступить теперь уже в Молотовское хореографическое училище, созданное ленинградскими педагогами, оставшимися работать в городе. Девочке было четырнадцать лет (на фотографии слева - Ляля Подкина в 1946 г.). Она исполняла любимый чардаш, который сразу покорил экзаменаторов. Лялю приняли в экспериментальный класс, это значило, что программу обучения требовалось пройти почти в два раза быстрее.

Педагогом Марианны в училище стала Екатерина Николаевна Гейденрейх, основательница пермской балетной школы. Она была мастером и педагогом от Бога. Гейденрейх обучала своих учениц чистоте академической школы, учила слышать, видеть, чувствовать, думать и через движение создавать образ. Отдавая приоритет в подготовке артистизму, она никогда не стремилась «натаскивать» учениц на сверхсложные трюки, но всячески старалась развивать поэтическое начало. Екатерина Николаевна давала великолепную школу: технику ног, общую координацию корпуса, пластику рук до кончиков пальцев, постановку головы.

Ляля пропадала в училище с раннего утра до девяти-десяти вечера «выворачивая» ноги и «втягивая» коленки. Зачастую домой она приходила лишь переночевать. Ей приходилось куда трудней, чем малышам, ведь нелегко четырнадцатилетнему подростку заново учиться балету. Но девочка отличалась бойким характером, трудолюбием, целеустремлённостью и безграничной любовью к искусству танца.

За два года Подкина закончила пять балетных классов и сразу перешла в седьмой. Когда она приехала на стажировку в Большой театр в Москве, её танец увидела Майя Михайловна Плисецкая. Балерина спросила: «Где же она так научилась? Такая грамотная!..» Звезда советского балета была приятно удивлена навыками ребёнка из глубинки.

Хореографическое училище Ляля Подкина закончила с отличием. В августе 1950 г. она начала трудовую деятельность артисткой кордебалета Молотовского театра оперы и балета. Но уже в первом году работы в театре она раскрылась «как творчески одарённая балерина», как написано в характеристике тех лет. Юная выпускница дебютировала в ведущих партиях в балетах «Лауренсия», «Каменный цветок», «Юность», «Эсмеральда». За короткие четыре года работы в театре ей были исполнены несколько ролей первого плана в популярных спектаклях, в том числе Одиллия в «Лебедином озере», Фея Сирени и Аврора в «Спящей красавице» П. И. Чайковского.

Одну из своих коронных партий – Одиллию – Марианна Борисовна впервые станцевала в 21 год. В 1952 г. театр пригласил на новую постановку классического балета балетмейстера Георгия Ивановича Язвинского, который доверил молодой артистке труднейшую партию, требующую незаурядной технической подготовки и большого технического размаха. Подкина великолепно справилась со всеми трудностями и танцевала эту партию на протяжении всей творческой биографии, покоряя зрителя фейерверком блестящей техники и образного танца.


М. Б. Подкина в роли Одиллии ("Лебединое озеро" П. И. Чайковского)

Первые образы рождались у молодой балерины в творческих муках: были техника и обаяние, но не хватало актёрского мастерства. Ей казалось, что все героини похожи одна на другую, движения танца их повторялись. В начале артистического пути Марианну Подкину иногда упрекали в том, что она увлекается стихией танцевальности, уверенная и точная техника порой оказывалась для неё самоцелью. Но артистка постоянно училась, работала над образами, читала. По мере творческого развития её танец становился строже, благороднее и, что важнее всего, одухотворённее. Она избавилась от манеры броской подачи эффектных мест, добиваясь настоящей кантиленности и певучести танца. От спектакля к спектаклю она совершенствовала, шлифовала роль, стараясь каждый раз как-то по-новому станцевать партию своей героини.

В 1951 г. Марианна Борисовна вернулась в стены родного хореографического училища, уже как педагог (и преподавала там с перерывами до 1989 г.).

На сцене театра оперы и балета М. Б. Подкина (по первому мужу Мочалова) стала первой примой-балериной – выпускницей Пермского хореографического училища. В ноябре 1957 г. за заслуги в области советского театрального искусства ей было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

В репертуаре балерины были самые разнообразные партии от испанских, цыганских и арабских танцев в операх и балетах до ведущих ролей, требующих совершенного владения техникой классического танца. Из её сольных партий можно отметить Жанну в «Пламя Парижа», Наташу в «Береге счастья», Бэлу и Тамару (на фотографии справа) в «Бэле», Уличную танцовщицу в «Ромео и Джульетте», Никию и Гамзатти в «Баядерке», Мирту в «Жизели», Зарему в «Бахчисарайском фонтане», Мехмене Бану в «Легенде о любви», Миледи в «Трёх мушкетёрах», Зою Космодемьянскую в «Подвиге», дочь Горного короля в «Пёр Гюнте», Чёрную королеву в «Шахматах», Эгину в «Спартаке», Грушеньку и Раймонду в одноимённых балетах и, конечно же, Китри в «Дон Кихоте». Судьба Подкиной-танцовщицы сложилась так, что лирические образы прошли в её творчестве стороной.

Все её героини были женщинами незаурядной судьбы, сильного характера и яркого темперамента. Диковатая, но добрая душой Бэла. Страстная, обаятельная в своей ревности Зарема, не признающая компромиссов в любви и борющаяся до последнего. Задорная, чуточку бесшабашная уличная танцовщица с улиц Вероны. Полная огня и в то же время благородства Грушенька. Фея Сирени как символ непобедимой силы добра. Обладающая колдовским могуществом зла, сгибающим волю принца, коварная Одиллия. Грациозная, гордая, неудержимая Китри. Китри из балета «Дон Кихот» - одна из наилучших ролей Подкиной. На сайте оперного театра о ней написано: «Красочный и вихревой танец балерины смело вобрал в себя строгость классических пропорций, точность фиксированных поз - лихие знаменитые 32 фуэте, широкие прыжки, полное взаимопонимание с партнёром и в то же время - завидную раскованность тела, полёт души, непринуждённость народного веселья с его простотой в обращении и грубоватым юмором». Вообще, для балерины был характерен яркий наступательный стиль танца, отличавшийся виртуозной техникой, красотой и гармонией линий, тонким изяществом и артистизмом.

В 1960 г. в театр пришёл новый главный балетмейстер Марат Мусаевич Газиев. Благодаря встрече перспективного молодого хореографа и талантливой балерины на пермской сцене появилось несколько уникальных балетов, таких как «Берег надежды» А. Петрова, «Выстрел» Н. Крюкова и Г. Терпиловского. Эти годы для Подкиной были отмечены творческими поисками и дальнейшим совершенствованием профессионального мастерства.

Роль Матери в «Береге надежды» стала у Марианны Борисовны одной из самых значимых. Балетмейстер и танцовщица создали собирательный образ матери-Родины, который ярким, технически трудным и эмоционально насыщенным языком танца заставлял зрителей страдать и радоваться. И, конечно же, событием в культурной жизни города в начале шестидесятых годов стала постановка Газиевым «Болеро» М. Равеля, в которой Марианна Подкина исполняла партию солистки.

С Маратом Газиевым балерину связала не только работа. Две неординарные личности, оба с характером, гордые и самолюбивые, полюбили друг друга. Долгие годы они были вместе и были счастливы.

Марианна Борисовна стала одной из первых и очень немногих советских артистов, которым было позволено танцевать за «железным занавесом». С гастролями она побывала в Англии, Австрии, Голландии, на Кубе, в странах Азии и Латинской Америки...


Евгений Николаевич Широков "Портрет балерины Марианны Подкиной"

В сентябре 1967 г. за заслуги в области советского хореографического искусства М. Б. Подкиной было присвоено почётное звание народной артистки РСФСР.

Но век балерины короток. Силы ещё были, но тело теряло свою красоту, а за кулисами ждали выхода молодые. Весной 1974 г. Марианна Борисовна уволилась из театра в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. Она покинула сцену сразу, без подготовительных акций уйдя на педагогическую работу.

За следующие 18 лет она объездила не только Советский Союз, но и поработала за границей. В качестве педагога-репетитора балета Подкина работала в Перми, Харькове, Кишинёве, Воронеже, Каире (Египет) и Варне (Болгария). С 1992 г. она – педагог-репетитор Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. В Минске она занималась с молодыми танцовщиками. В белорусском балете имя Марианны Борисовны было на слуху, многим начинающим артистам она помогала оттачивать индивидуальность, готовила их к конкурсам.

Умерла Марианна Борисовна Подкина 3 октября 2003 г. в Минске в возрасте 72 лет.

P.S. Фотография памятника сделана Ириной Голубцовой, предоставлены Тимохой, автором сайта "Некрополь выдающихся деятелей искусств" (http://akterruss.ucoz.net).

C.L. Брошюра «Балерина Марианна Подкина» (Пермь: Арабеск, 2001 г.), книга Т. П. Черновой «В несколько строк…» (Пермь: Арабеск, 1994 г.), газета «Звезда» (2002. 26 окт.; http://www.nevod.ru/local/zvezda).

Страница 132