Сергей Иванович Сафронов (25.03.1930-01.05.1960)
Сафронов Сергей Иванович (родился 25 марта 1930 г. в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области, погиб 1 мая 1960 г. около города Дегтярск Свердловской области) – лётчик, старший лейтенант. Лётчик 764 Истребительного авиационного полка с 1952 г. Награждён орденом Боевого Красного Знамени (07.05.1960). Почётный гражданин Дегтярска.
…Рано утром 1 мая 1960 г. американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса подняли по тревоге, после чего он получил задание. Маршрут разведывательного полета U-2C пролегал от базы Пешавар через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР - Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк - и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.
Пауэрс пересек советскую границу в 5 ч 36 мин по московскому времени юго-восточнее города Кировабада (Пянджа) Таджикской ССР и, как утверждают отечественные источники, с этого момента вплоть до того, как был сбит под Свердловском, постоянно сопровождался радиолокационными станциями войск ПВО.
К 6.00 утра 1 мая силы ПВО СССР были приведены в боевую готовность, а на командный пункт войск ПВО прибыла группа высокопоставленных военачальников во главе с главкомом ПВО СССР маршалом Советского Союза Сергеем Семеновичем Бирюзовым.
Пауэрс уже прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать - оправдывались расчеты американцев: самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.
Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9. Однако он был без ракет - самолет перегоняли с завода к месту службы, и вооружения на этом истребителе не было, лётчик же, капитан Игорь Ментюков, был без высотно-компенсирующего костюма. Тем не менее, самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант Евгений Яковлевич Савицкий дал задачу: «Уничтожить цель, таранить!»
Самолет был выведен в зону нахождения нарушителя, но выполнить перехват не получилось. Скорость Су-9 составляла 2000 км/час, при этом U-2 летел со скоростью 800 км/час. Новый Су-9 просто «пролетел» мимо нарушителя. Зато Ментюков позже попал под обстрел своего зенитного ракетного дивизиона, чудом оставшись в живых.
Дальнейшие события перехвата нарушителя силами ПВО весьма противоречивы.
Самолёт Пауэрса достиг зоны ответственности 57-й зенитно-ракетной бригады. В районе Свердловска перехват нарушителя производили шесть зенитно-ракетных дивизионов. Ракета, сбившая U-2, разорвалась метрах в двадцати пяти от хвостовой части самолёта в 8 ч 53 мин московского времени. Потеряв управление, самолёт-шпион, разваливаясь на части, падал вниз. Пилот Пауэрс с трудом выбрался из разваливающейся на части машины на высоте около 4000 метров, и уже в свободном падении раскрыл парашют.
Многочисленные отметки от обломков самолёта на радарах ПВО были восприняты за активные помехи, выставленные нарушителем, поэтому было решено работать по U-2 дальше. Командир 4-го зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады майор Алексей Шугаев доложил на командный пункт начальника группировки зенитных ракетных войск, что видит цель на высоте 11 км. Несмотря на заявление дежурного по КП, что открывать огонь нельзя, поскольку в воздухе свои самолеты, находившийся на КП генерал-майор Иван Солодовников взял микрофон и лично отдал приказ: «Цель уничтожить!»
Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9 капитана Ментюкова. А вторая - достала также преследовавший самолет Пауэрса МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это был один из двух МиГов, отправленных в безнадежную погоню за самолетом-шпионом. Первым шел более опытный капитан Борис Айвазян, самолет Сергей Сафронова шел вторым.
После залпа более опытный Айвазян успел сманеврировать, а самолет Сафронова упал в десяти километрах от аэродрома. Недалеко от него на парашюте опустился и сам летчик - уже мёртвый, с большой раной на боку.
Всего, в ходе пресечения полета самолета-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет.
Сергей Сафронов погиб на виду у многих уральцев - жителей г. Дегтярска, спешивших на первомайскую демонстрацию. Самолет Сергея упал на окраине городка, в день гибели ему не исполнилось и тридцати, он ровесник Фрэнсиса Пауэрса.
В память о подвиге лётчика в городе Дегтярске было установлено два мемориала - один у здания Рудоуправления, второй на месте падения самолёта. В историко-производственном музее города создан уголок его памяти. Улица Фабричная переименована в улицу Сафронова.
В Перми 1 мая 2007 г. на стоянке дежурных сил 764 Истребительного авиационного полка была открыта памятная стела. Ежедневно боевое дежурство пермских военных летчиков по охране воздушных рубежей России начинается возле нее.
В 2010 г. именем Сергея Сафронова был назван истребитель МиГ-31 с бортовым номером 05.
Ежегодно в начале мая проводится день памяти Сергея Сафронова, на который собираются военнослужащие и жители авиационного гарнизона, а также ветераны части.
C.L. Сайт «Геокэшинг» (www.geocaching.su).
Страница 18