Среда, 24.04.2024, 23:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Изгагин Б. Г.

Борис Георгиевич Изгагин (10.02.1919-08.09.2013)

Изгагин Борис Георгиевич (родился 10 февраля 1919 г. в посёлке Чусовом Пермского уезда Пермской губернии, умер 8 сентября 2013 г. в Перми) – инженер-авиастроитель, руководитель. Директор Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова (сейчас ОАО «Пермский моторный завод») с 1973 по 1986 гг. Депутат Верховного Совета СССР. Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Почётный авиастроитель СССР (1984). Почётный гражданин Перми (1997). Награжден орденами «Знак Почёта» (1957), Трудового Красного знамени (1966), Октябрьской революции (1971), Ленина (1976, 1981), медалями.

Борис Георгиевич Изгагин родился в многодетной семье. Окончив среднюю школу в 1935 г., он решил поступать в Свердловский электротехнический институт, но в последний момент поехал в Пермь, поступив в авиационный техникум. Учился с увлечением, постигая математику, физику, химию, во время учёбы проходил стажировку на знаменитом уже в то время авиационном заводе № 19 им. И. В. Сталина.

После окончания техникума в 1939 г. Изагина направили на Сталинский завод: 8 августа начался его трудовой стаж на прямом производстве, на сборке авиадвигателей. Работников с техническим образованием в предвоенные годы было не так много, и молодые специалисты того времени были на виду. В сборочном цехе он прошёл путь от технолога до начальника.

Во время Великой Отечественной войны Борис Георгиевич трижды подавал заявление об отправке на фронт, но его не отпустили.

В 1947 г. Изгагин по направлению завода вместе с другими 39 техническими работниками стал студентом-заочником Свердловского политехнического института. В 1953 г. он защитил диплом по специальности инженер-механик.

В 1964 г. в судьбе Бориса Георгиевича произошел коренной перелом: его назначили руководителем второго производства, представлявшего собой отдельную заводскую структуру по производству ракетных двигателей (сейчас ОАО «Протон-ПМ»), а в 1973 г. он стал директором Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова (так с 1962 г. стал называться завод им. Сталина).

Семидесятые годы XX в. - важнейший технический период в истории завода, ознаменованный массовым внедрением нового оборудования, повышением квалификации всех работающих в коллективе. Это коренным образом сказалось на производительности труда и удешевлении техники. Среди 13 моторных заводов страны пермское предприятие всегда входило в число ведущих. В 1984 г. завод был награжден орденом Октябрьской революции.

Как инженер Б. Г. Изгагин участвовал в освоении и постановке на серийное производство авиационных двигателей РД-3М, АИ-20, Д-20П, Д-З0, Д-30Ф6 для самолётов Ту-104 и МиГ-31; авиационных двигателей и редукторов для вертолётов Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-26; ракетных жидкостных двигателей для военно-космического комплекса; газоперекачивающих установок, энергоустановок. Под его руководством на заводе в короткие сроки было успешно освоено три типа ракетных двигателей, позволивших сделать ракетоносители «Протон» самыми надёжными в мире. Изгагин принимал участие во внедрении новых технологических процессов: точного стального литья по выплавляемым моделям; титанового литья; вальцовки лопаток; электрохимической обработки рабочих лопаток. Его разработки были внедрены на моторостроительных заводах СССР. Также он участвовал в развитии мощностей цехов подготовки производства, заготовительного производства и цехов основного производства.

Не меньшее внимание Бориса Георгиевича занимало и решение социальных, культурных и бытовых вопросов. Ежегодно завод строил до 30000 квадратных метров жилья, каждый год работники предприятия получали бесплатно 600 квартир. Завод имел 42 детских садика, подсобное хозяйство, широкую сеть заведений общественного питания. Фактически полностью изменился архитектурный облик таких пермских микрорайонов, как посёлки Краснова, Крохалева, Громова, Юбилейный, где силами и средствами завода велось массовое строительство жилых домов и социальных объектов. Особой заботой директора было и производство товаров народного потребления. Так, при Изгагине завод выпускал ежемесячно семь тысяч мотоблоков. Член сборной команды завода по лёгкой атлетике в сороковые-пятидесятые годы, Борис Георгиевич многое сделал для развития физкультуры и спорта. Окончание строительства стадиона, возведение крупнейшего пермского бассейна, заводской лыжной базы позволили на качественно новый уровень поднять массовый спорт в Перми.

В 1986 г. Борис Георгиевич по собственному желанию оставил должности директора, но не покинул завод. Ещё 18 лет, до 2004 г., он проработал ведущим инженером в эксплуатационном отделе. Его общий непрерывный трудовой стаж на одном предприятии составил 65 лет!

Рядом с ним похоронена его супруга, Изгагина Руфина Дмитриевна (родилась 3 июня 1918 г., умерла 22 апреля 1972 г. в Перми).

C.L. Сайт «Архив города Перми» (www.permarchive.ru): статья В. Г. Светлакова «Мне не стыдно за прожитую жизнь».

Страница 86