Вторник, 27.06.2017, 01:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Авиакатастрофа Ан-24Б (1989)

Катастрофа самолёта Ан-24Б, рейс № 37577 (21.11.1989)

Самолёт Ан-24Б авиакомпании «Аэрофлот» (Уральское управление гражданской авиации, Пермский отдельный авиационный отряд) с бортовым номером СССР-46335 выполнял чартерный рейс по перевозке вахты нефтяников из Перми в посёлок Советский Ханты-Мансийского автономного округа.

21 ноября 1989 г. в 12.38 экипаж самолёта, состоявший из 5 человек, прошёл первую предполётную подготовку, но так как в Советском в это время ухудшилась погода, вылет пришлось отложить. Через 2 часа погода в аэропорту приёма значительно улучшилась, поэтому в 15.15 было принято решение на вылет.

В 15.55 Ан-24Б вылетел из пермского аэропорта «Большое Савино» с 35 пассажирами на борту. При этом в баки самолёта было залито лишь 2,9 тонн топлива, что исключало при необходимости возможность уйти на запасной аэродром.

К Советскому лайнер подходил уже в сумерках. После получения данных о фактической погоде, а также после получения разрешения диспетчера, в 17.16 экипаж приступил к снижению. Вопреки указаниям программы подготовки лётного состава Ан-24 по решению командира воздушного судна управление самолётом на данном этапе взял на себя второй пилот. В нарушение руководства по лётной эксплуатации в это время не была включена противообледенительная система (её включили позже после трёхкратного срабатывания сигнализации «Обледенение»).

К 17.24 экипаж занял установленную условную высоту полёта в 1200 метров и продолжил снижение пока в 17 километрах до взлётно-посадочной полосы аэропорта Советского не достиг высоты круга 500 метров. Диспетчер указал по какому курсу будет производиться заход на посадку, но в нарушение инструкций не передал уточнённые данные о фактической погоде, не указал расположение и маркировку взлётно-посадочной полосы.

В 17.26 командир сообщил о входе в глиссаду в 10 километрах от торца взлётно-посадочной полосы и начал снижаться в соответствии с заданными параметрами. Однако когда до полосы оставалось 6 километров, а высота составляла 250 метров, выросла вертикальная скорость снижения. Экипаж этого не заметил, пытаясь в это время устранить боковое уклонение. В результате авиалайнер опустился ниже глиссады и прошёл дальнеприводной радиомаяк, предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, на 60-90 метров ниже необходимого. Увидев это, пилоты постепенно снизили вертикальную скорость до нуля и сохраняли горизонтальный полёт на протяжении километра, пока не вернулись на глиссаду, после чего продолжили снижение. На высоте 130 метров бортмеханик должен был дать команду «Оценка», на высоте 100 метров – «Высота принятия решения», но он этого не сделал. Командир на высоте принятия решения также не сообщил экипажу своего мнения. Проверяющий бортмеханик-инструктор при этом ничего не предпринял, чтобы исправить допущенные ошибки.

Когда до торца взлётно-посадочной полосы оставалось 3 километра, диспетчер передал данные об изменении метеоусловий, которые были ниже минимума для Ан-24, что требовало ухода на второй круг. Однако экипаж этого не сделал, более того, на высоте 75 метров вертикальная скорость самолёта опять возросла до 6 метров в секунду, тем самым создавая аварийную ситуацию. На высоте 62 метра сработал сигнал задатчика радиовысотомера, но снижение не прекратилось. Лишь на расстоянии 35 метров до земли пилоты увидели, что авиалайнер несётся на лес, поэтому резко потянули штурвал «на себя», подняв нос самолёта и заставив начать переходить его в набор высоты, что привело к почти полуторакратной перегрузке. В это же время кто-то без команды перевёл двигатели во взлётный режим. Однако полностью прекратить снижение экипаж не успел.

На расстоянии 180 метров до ближнеприводного радиомаяка лайнер врезался правой плоскостью крыла в деревья. От удара плоскость разрушилась, а правый двигатель выключился. Левый двигатель в этот момент уже начал выходить на взлётный режим, что вызвало асимметричную тягу, что в сочетании с асимметричной подъёмной силой из-за разрушения правой плоскости крыла привело к появлению правого крена. В 17.28 Ан-24Б с креном почти 90° врезался правой плоскостью в насыпь автодороги, перелетел её и врезался земляной вал, после чего полностью разрушился и сгорел. Из 35 бывших на борту пассажиров 8 было тяжело ранено, 27 погибло, также погибли все 5 членов экипажа.

Погибшие члены экипажа самолёта Ан-24Б похоронены на 6 участке Южного кладбища:

Потеев Валентин Андреевич командир воздушного судна, родился 19 апреля 1936 г., 53 года
Перминов Юрий Васильевич второй пилот, родился 9 мая 1963 г., 26 лет
Шипицин Александр Николаевич бортмеханик, родился 29 сентября 1958 г., 31 год
Поносов Георгий Ефстафьевич бортмеханик-инструктор, родился 13 апреля 1946 г., 43 года
Каменских Галина Валерьевна бортпроводник, родилась 29 апреля 1964 г., 25 лет


 

C.L. Сайты «Википедия» (www.wikipedia.org), «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России» (www.airdisaster.ru).