Четверг, 05.12.2024, 21:54 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Орешкевич Н. Ф.

Николай Фёдорович Орешкевич (30.08.1910-28.12.1992)

Орешкевич Николай Фёдорович – артист балета, педагог. Ведущий солист и помощник балетмейстера Молотовского (Пермского) театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 1949 по 1964 гг. Заслуженный артист РСФСР (1961).

Николай Фёдорович Орешкевич родился 17 (30) августа 1910 г. в Киеве в семье солиста Киевской оперы, тенора Теодора (Фёдора) Гавриловича Орешкевича. В 1925 г. он окончил семилетнюю школу и поступил в электромеханический техникум. Решив стать артистом балета, Николай одновременно стал заниматься в балетной студии Ксении Юрьевны Давыдовой при оперном театре.

После получения в 1927 г. среднего профессионального технического образования Орешкевич ещё два года учился балету. По окончании балетного класса он стал танцовщиком незадолго открытого до этого Первого передвижного оперного театра Украины. С 1929 по 1940 гг. Николай Фёдорович - ведущий солист в театрах Днепропетровска, Винницы, Харькова и Горького. Украинские театры неоднократно посылали талантливого артиста стажироваться у лучших педагогов Ленинграда.

В 1940 г. Н. Ф. Орешкевич был приглашён солистом в Свердловский театр оперы и балета. Его постоянной партнёршей стала легенда свердловской сцены Нина Фёдоровна Млодзинская. По воспоминаниям современников украинский танцовщик – «мужественный, привлекающий внутренней силой» - был достойным партнёром прима-балерины. В Свердловске он имел прочный успех у публики в партиях Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Базиля в «Дон Кихоте» и Конрада в «Корсаре».

Наибольшая известность Орешкевича связана с созданием образа Данилы в первом уральском балете «Каменный цветок» А. Фридлендера (1944 г.). Присутствовавший на репетициях автор, П. П. Бажов, сказал, что именно таким представлял себе Данилу – русского богатыря, талантливого мастера-горноуральца. В Свердловском театре спектакль прошёл в общей сложности 105 раз с неуменьшающимся успехом.

В 1949 г., в зените славы, Николай Фёдорович переехал в Молотов, став ведущим солистом Молотовского театра оперы и балета. Здесь он создал ряд запоминающихся балетных образов: Базиль («Дон Кихот»), Вацлав и Гирей («Бахчисарайский фонтан»), Фрондосо и Командор («Лауренсия»), Злой гений («Лебединое озеро»), Клод Фролло и Феб («Эсмеральда»), Раджа («Баядерка»), Данила и Северьян («Каменный цветок»), Капитан («Красный мак»), Печорин (на фотографии вверху) и Князь («Бэла»), Губернатор и Голован («Грушенька»), Тибальд («Ромео и Джульетта»), Ганс и Герцог («Жизель»), Вождь («Болеро»), Семён («Юность»), царь Соломон («Суламифь»). Смелые и красивые линии мужественного, технически сильного танца Орешкевича способствовали успешному исполнению лирических и героико-романтических партий. Также ярко его актёрское мастерство проявлялось и в эпизодических ролях, таких как офицер в «Оводе» или старый запорожец в «Запорожце на Дунае».

Главный балетмейстер Пермского оперного театра Марат Мусаевич Газиев в канун празднования пятидесятилетия Н. Ф. Орешкевича писал о нём как о великолепном актёре и мастере дуэтного танца. 22 июля 1961 г. танцовщику было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».


А. Н. Кокурина - Китри и заслуженный артист РСФСР Н. Ф. Орешкевич - Базиль в балете Л. Минкуса "Дон Кихот"

С 1934 г. Николай Фёдорович вёл педагогическую деятельность. В Перми он работал педагогом-репетитором балетной труппы.

Придя на работу в Молотовский театр, Орешкевич познакомился с балериной Анастасией Николаевной Кокуриной, которая стала его женой. В сентябре 1950 г. у них родилась дочь Марина.

Чета Орешкевичей проживала в доме № 25/8 на углу ул. Советской и 25 Октября. Из окон их угловой квартиры на четвёртом этаже с одной стороны был виден театр, с другой – Кама.

Помимо артистической деятельности Николай Фёдорович увлекался фотографией и профессионально делал фотоафиши для театра. Сейчас архив его фотонегативов хранится в музее Пермского театра оперы и балета. Кроме того, имея техническое образование, он любил заниматься разной электромеханической работой. Своими собственными руками во дворе дома он построил гараж для автомобиля, а закончив танцевать, собрал маленький катер, на котором ездил на рыбалку.


А. Н. Кокурина - Аврора и заслуженный артист Н. Ф. Орешкевич - принц Дезире в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица"

В 1966 г. Н. Ф. Орешкевича с супругой пригласили на работу в Воронежское хореографическое училище и они оставили Пермь. Для них это было непростое решение, так как лучшие годы – пик их балетной карьеры, рождение дочери, друзья и многое-многое другое – были связаны с этим городом, с театром, с их домом.

Почти десять лет проработал Николай Фёдорович в Воронеже. Среди его учеников – народные артисты Анатолий Головань и Евгений Попов, заслуженные артисты Сания Куртосманова, Людмила Масленникова, Пётр Попов, Ольга Колосова (Непомнящая) и Валентина Свинарёва (Пономаренко), заслуженный работник культуры Татьяна Колесниченко, заслуженные деятели искусств Георгий Ковтун, Александр Бондаренко, Татьяна Гальцева и Вера Власенко (Куликова), Владимир Маленький, Анатолий Попов, Людмила Черечеча, Владимир Исаев и другие.

В 1975 г. Орешкевичи перебрались в Подмосковье, где руководили балетным ансамблем при дворце культуры в Павловском Посаде, в 1984 г. переехали в Москву.

Умер Николай Фёдорович Орешкевич 28 декабря 1992 г. в Москве в возрасте 82 лет. Урна с его прахом и урна с прахом А. Н. Кокуриной покоятся в одной нише колумбария Донского кладбища. Нишу закрывает мраморная доска с изображением раскрытого занавеса и цветной фотографией, на которой они изображены в главных партиях Авроры и Дезире балета «Спящая красавица» на пермской сцене.

Дочь Н. Ф. Орешкевича и А. Н. Кокуриной Марина Николаевна Орешкевич в 1968 г. окончила Пермское хореографическое училище. Сразу после выпуска была принята в Ансамбль народного танца СССР Игоря Моисеева и работала там до 1990 г. в качестве солистки, до 1995 г. как педагог народного и классического танца. В 1983 г. она, как и отец, удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР».

P.S. Фотография плиты сделана Мариной Николаевной Орешкевич, предоставлена Евгением Павловичем Субботиным, президентом Пермского общества «Арабеск»

C.L. Статья Е. П. Субботина «Балетная династия Орешкевичей в Перми» (сборник «Пермский дом в истории и культуре края», Пермь, 2010); журнал «Театральная жизнь», 1960, № 23; сайты «Газета «Уральский рабочий» (http://газета-уральский-рабочий.рф), «Воронежский гид» (https://vrnguide.ru)

Страница 122