Некрополи Перми ...и не только
Егошихинское кладбище
Егошихинское кладбище расположено в Свердловском районе города Перми, микрорайон Разгуляй, ограничено Северной дамбой, улицей Тихой, рекой Егошихой и ручьём Стикс. Площадь кладбища - 29,6 га. Территория Егошихинского кладбища подразделяется на 7 частей:
1. Воинское кладбище |
Действовало в период 1941-1945 гг. |
Расположено в северной части рядом с мемориалом "Скорбящая" |
2. Православное (старое) кладбище |
Датируется 1783-1950 гг. |
Расположено на территории, примыкающей к Успенской церкви |
3. Православное (новое) кладбище |
Датируется первой половиной XIX-серединой XX в. |
Расположено на территории, примыкающей к Всехсвятской церкви |
4. Иудейское (еврейское) кладбище - Бейт кворот |
Датируется XIX-первой половиной XX в. |
Расположено в северо-восточной части |
5. Мусульманское (магометанское) кладбище - Зирэт |
Датируется XIX-первой половиной XX в. |
Расположено в восточной части |
6. Католическое (польское) кладбище - Цментарж |
Датируется серединой XIX-первой половиной XX в. |
Расположено в северо-западной части |
7. Лютеранское (немецкое) кладбище - Фридхоф |
|
Расположено в северо-восточной части |
Егошихинское кладбище – старейшее из существующих кладбищ города. Работы по организации городского некрополя за окраиной города Перми в 1783 году. На Егошихе предполагалось создание целого социального комплекса: кладбище, церковь, богадельня и больница. В течение 1784 г. при кладбище был построен и освящён деревянный храм в честь Всех Святых. При кладбищенском храме функционировала городская богадельня. В 1798 году через ручей Стикс для посещения кладбища был построен деревянный мост. Строительство второго, каменного, храма Всех Святых на кладбище завершилось в 1832 г., после чего старая Всехсвятская церковь была переименована в Успенскую. Успенская церковь просуществовала до начала XX в., когда была разобрана, на её месте в 1905 г. был возведён каменный храм в честь Успения Божией Матери.
Церковь Всех Святых на Православном старом кладбище (1784 г., архитектор Ф. Паульсен, перестроена М. Г. Сведомским)
Егошихинское кладбище на протяжении почти двухсот лет служило последним пристанищем для многих поколений пермяков. Почётный гражданин и городской голова Перми Дмитрий Емельянович Смышляев говорил, что на этом кладбище «у каждого пермяка покоятся в вечном блаженстве родственники или свойственники… и сами мы не можем избегнуть того же пути». По своему назначению оно было общегородским и разноконфессиональным. Здесь сохранились чётко выраженные национальные участки: православный, лютеранский, католический, мусульманский и иудейский. Также особый участок был отведён для старообрядцев.
Лютеранский участок, расположенный чуть восточнее Старого православного кладбища, возник практически одновременно с созданием некрополя - присутствие немцев на Ягошихе фиксируется с первых десятилетий существования города. Надгробные плиты здесь в большинстве своём лежат на каменных подиумах, а те, которые без них, за сотню лет почти вросли в землю; почти на каждой плите есть эпитафии на немецком языке. Могилы пермских немцев встречаются и на других участках кладбища.
Осколком, напоминающим о необъятной царской империи, воспринимается в далёкой Перми тихий и самый ухоженный польский участок кладбища площадью 0,1 га. Этот островок памяти возник в связи с тем, что после подавления польских национальных восстаний 1830 и 1863 гг. на Урале стали появляться ссыльные бунтовщики. В городе бывшим бунтарям были предоставлены возможности для работы, карьеры, продолжения рода и ассимиляции. На обширном участке возле лога, отделяющего старое кладбище от нового, упокоились чиновники, врачи, преподаватели, инженеры, музыканты, артисты, зодчие.
Мусульманское кладбище занимает самую обширную часть территории некрополя площадью 1,2 га, ближе к Егошихе. И это самый запущенный участок, здесь немало безымянных памятников, оставшихся без присмотра. На этом участке покоится немало переселенцев из других краёв России, прежде всего из Татарстана. С частью территории татарского кладбища связаны самые мрачные страницы истории Егошихинского погоста - воспоминания старожилов о «слоёном пироге»: захоронениях жертв массовых репрессий 30-х годов XX в., когда тела казнённых закапывали вторым слоем.
Иудейское кладбище площадью 0,6 га - самое «молодое» из национальных кладбищ. Обычно его называют еврейским, что, по сути, точнее, поскольку на данном участке покоится больше атеистов, чем иудеев. Кладбище, расположенное справа и слева от центральной дорожки, ведущей от Успенской церкви к Егошихинскому оврагу, возникло в сороковые годы XIX в., когда в Перми появилась иудейская община. Здесь хоронили всех духовных лиц, раввинов, купцов, нотариусов, врачей, аптекарей, инженеров, также в этом месте покоятся бывшие кантонисты (еврейские дети, отслужившие затем 25 лет в армии) и их потомки, принявшие православие. Участок отличается от всех других высокими и массивными надгробиями, теснящимися друг к другу. Вплоть до советских лет на иудейском кладбище стояла сторожка. Теперь многие памятники уже без присмотра, по известным причинам: родственники или умерли, или перебрались на землю предков.
На Егошихинском кладбище сохранились практически все типы надгробий. И самые простые: кирпичные домики, чугунные и каменные плиты, старообрядческие кресты-голубцы, даже рельсы. И немало оригинальных, художественно оформленных работ: часовни, склепы, кресты, аналои, голгофы, лампадницы, жертвенники, звонницы, мавзолеи, арки, саркофаги. На сегодня самым старым из всех обнаруженных памятников является чугунное надгробие в виде плиты пермского городского головы, купца и храмоздателя В. Г. Лапина, умершего в 1795 г.
Здесь можно собрать богатейшую коллекцию эпитафий, надгробных надписей, от библейских заповедей до признаний в любви, крылатых фраз и поэтических откровений; встречаются также клятвы революционеров и эсеровский девиз.
Воинское кладбище периода 1941-1945 гг. площадью 1 га появилось как братское: здесь покоятся воины, умершие от ран и болезней в пермских госпиталях в годы Великой Отечественной войны (на территории Молотовской области было расположено более ста эвакогоспиталей). В семидесятые годы прошлого века на этом месте был устроен пантеон воинской славы. На кладбище похоронено более 2200 фронтовиков, которых не удалось спасти. В 1975 г. был открыт памятник Скорбящей матери (скульптор Ю. Ф. Екубенко).
Во время Великой Отечественной войны небольшой участок Нового православного кладбища был выделен под захоронения эвакуированных ленинградцев, около ста человек осталось в пермской земле. Большая часть из них - сотрудники театра оперы и балета им. Кирова, в том числе участники знаменитых Русских сезонов С. П. Дягилева. Очень быстро могилы эвакуантов оказались забыты, надгробные памятники исчезли. Несколько лет назад за Всехсвятской церковью было найдено захоронение отца выдающейся советской балерины Т. М. Вечесловой. Это дало повод считать, что в этой части кладбища похоронены и другие эвакуированнные ленинградцы. В 2013 г. у дорожки между 11 и 12 кварталами был открыт посвящённый им памятник.
В 1996 г. на Старом кладбище напротив бывшей Пермской губернской тюрьмы/тюрьмы НКВД был открыт памятник жертвам политических репрессий. Он представляет собой звонницу, поставленную на бетонную пятиконечную звезду, вверху - «терновый венец» из колючей проволоки. Место для мемориала выбрано не случайно: по свидетельствам жителей окрестных улиц и священника Успенской церкви, где-то в логу наискосок от тюрьмы закапывали жертвы расстрелов.
Егошихинское кладбище закрыто для захоронений и подзахоронений в 1962 г. В 2009 г. Решением Пермской городской Думы на территории кладбища создана особо охраняемая природная территория местного значения – природный культурно-мемориальный парк «Егошихинское кладбище». Часть надгробных памятников еще с советских времён взята на учёт как достопримечательности местного значения, церковь Успения Божией Матери – как памятник архитектуры регионального значения, а церковь Всех Святых – как памятник архитектуры федерального значения. В последние годы на кладбище ведутся работы по благоустройству и музеефикации некрополя, превращению его в Парк памяти.
Подробнее о Егошихинском кладбище можно прочитать в книгах Владимира Фёдоровича Гладышева «Над Стиксом» (Пермь, 2000 г.), «Перми старинное зерцало» (Пермь, 2001 г.), «Пермский некрополь: знаки памяти в мемориальной пластике» (Пермь, 2005 г.), а также в сборнике «Храмы Егошихинского кладбища, их роль и значение как центров православной духовности и культуры Прикамья» (Пермь, 2005 г.).
Проезд на автомобиле от центра города – 5 минут, на автобусах №№ 11, 32, 68, 77, троллейбусах №№ 2, 10, трамваях №№ 3, 4, 7, 8, 11 до остановки «Разгуляй», на автобусах №№ 4, 14, 30, 36, 61, 63 до остановки «Гипермаркет Семья».
Памятник ссыльным полякам на цментарже. На противоположных сторонах надписи по-русски и по-польски. Примерный перевод польской эпитафии: "Полякам, умершим в 1864, 1865, 1866 гг. Товарищи в изгнании посвящают на память. Молитвам соотечественников рекомендуют душу. Вечный покой скорее даруй Господь" (восстановлен в 1973 г.)
Памятник ленинградцам, эвакуированным в годы войны в г. Молотов
Звонница-памятник жертвам политических репрессий (1996 г., архитектор М. И. Футлик), слева сзади видны корпуса СИЗО-1 (бывший Губернский тюремный замок)