Вторник, 30.05.2017, 16:00 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кокурина А. Н.

Анастасия Николаевна Кокурина (03.05.1915-28.10.1993)

Кокурина Анастасия Николаевна – балерина, педагог, театровед, хореограф. Артистка балета Большого театра СССР с 1933 по 1945 гг. Солистка балета Молотовского (Пермского) театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 1945 по 1959 гг. Педагог Молотовского (Пермского) хореографического училища с 1954 по 1966 гг. Помощник главного режиссёра по литературной части Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 1959 по 1966 гг. Удостоена звания «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Танцовщица» (2000). Награждена медалями «За боевые заслуги» (1945), «За оборону Советского Заполярья» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

Анастасия Николаевна Какурина родилась 20 апреля (3 мая) 1915 г. в Житомире в дворянской семье. Её отец, Николай Евгеньевич, - представитель русской военной интеллигенции, полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн, позже - военный историк, мать, Эльвира-Анна Леопольдовна, урождённая Мерелли, по происхождению – итальянка.

Благодаря своей матери, имеющей знакомства с итальянскими балеринами, Анастасия Какурина начала заниматься балетом в юном возрасте в балетной школе Аделины Джури. В 1926 г. она поступила в Московское хореографическое училище при Большом театре СССР, которое окончила в 1933 г. по классу заслуженного артиста РСФСР Александра Ивановича Чекрыгина.

В 1930 г. в семье Какуриных произошла трагедия: Николай Евгеньевич, работавший преподавателем Военной академии имени М. В. Фрунзе, был арестован по ложному доносу двоюродной сестры. Через два года его приговорили к 10 годам заключения. Из тюрьмы он уже не вышел, скончавшись в Ярославском политизоляторе в 1936 г.

Несмотря на то, что отец Анастасии Николаевны был репрессирован, после окончания хореографического училища её приняли в труппу Большого театра корифейкой. Она исполняла небольшие сольные партии и характерные номера: Летучая мышь и Кукла-фуэте («Три толстяка»), Аврора, фея Виолант и фея Карабос («Спящая красавица»), китайский танец («Щелкунчик») и другие. Артистка вела активную общественную жизнь, была очень инициативной и писала статьи в театральную газету с критикой, вредило её карьере.

В середине тридцатых Какурина вышла замуж за Вадима Петровича Падалко, штурмана полярной авиации, участвовавшего в первых беспосадочных перелётах в Америку через Северный полюс.

Во время Великой Отечественной войны А. Н. Какурина в составе бригады артистов выступала на Втором Украинском фронте (1944 г., Румыния) и на Северном флоте (1945 г.), за что была отмечена медалями.

В начале первого послевоенного театрального сезона с целью усиления балетной труппы Анастасию Николаевну пригласили солисткой в Молотовский театр оперы и балета. Начиная работу в театре, она заменила в фамилии букву «а» на «о», став Кокуриной.

На молотовской/пермской сцене балерина перетанцевала весь репертуар: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Аврора и фея Карабос (на фотографии вверху) («Спящая красавица»), Гудула («Эсмеральда»), сеньора Капулетти, кормилица и уличная танцовщица («Ромео и Джульетта»), Китри («Дон-Кихот»), Милица («Милица»), Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Артистка цирка («Грушенька»), Сванильда («Коппелия»), Тао-Хоа («Красный мак»); Царь-Девица («Конёк-Горбунок»), Актриса («Пламя Парижа»), Тамара («Бэла») и другие партии. Главный режиссёр театра Иосиф Исаакович Келлер в своей биографической книге «Репетиции, спектакли, встречи» писал о ней: «Кокурина – артистка большого творческого дарования, обладающая высокой танцевальной техникой и культурой танца. Наиболее зрелая её работа - партия Милицы в одноимённом балете Б. В. Асафьева, посвящённая борьбе югославского народа с фашистскими поработителями. Особенно запомнился приход Милицы в партизанский отряд с убитым ребёнком на руках. Каждый жест, каждое танцевальное движение балерины были насыщенны драматизмом, рассказывали не только о личном горе Милицы, но и о трагедии всего народа».


А. Н. Кокурина - Аврора и заслуженный артист Н. Ф. Орешкевич - принц Дезире в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица"

Пермский театр неоднократно выдвигал А. Н. Кокурину на присвоение почётного звания «Заслуженный артист РСФСР», которого она, безусловно, была достойна. Но, несмотря на хлопоты театра и изменение буквы в фамилии, органы советской власти не удостоили Анастасию Николаевну этой награды.

В 1954 г. Кокурина заочно поступила на театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского и в 1960 г. успешно окончила его по специальности «История и теория театра», получив диплом с отличием. Как театровед, она вела большую лекторскую деятельность, с 1954 по 1966 гг. преподавала историю русского и советского балета в Молотовском (Пермском) хореографическом училище. Анастасия Николаевна автор книг «Балет» (1961) и «Пермский академический» (1971, совместно с И. И. Келлером и Ю. Ф. Надеждиным), а также статей и рецензий.

В качестве хореографа Кокурина поставила танцы в операх «Садко» и «Русалка», в балете «Дон Кихот», создала несколько отдельных концертных номеров для молодых исполнителей.

В 1959 г. Анастасия Николаевна завершила танцевальную карьеру, перейдя на должность помощника главного режиссёра по литературной части. Главной её заслугой на этом месте стало создание музея Пермского театра оперы и балета. На протяжении нескольких лет она занималась формированием фондов театрального музея и их дальнейшей систематизацией.

В 1948 г. Кокурина развелась с мужем, а спустя год познакомилась с Николаем Фёдоровичем Орешкевичем, солистом балета, приглашённым в Молотовский театр из Свердловска. Вскоре они поженились и в сентябре 1950 г. у них родилась дочь Марина, названная в честь балерины, народной артистки СССР Марины Тимофеевны Семёновой, которая была кумиром Анастасии Николаевны.

Чета Орешкевичей проживала в доме № 25/8 на углу ул. Советской и 25 Октября. Из окон их угловой квартиры на четвёртом этаже с одной стороны был виден театр, с другой – Кама.


А. Н. Кокурина - Китри и заслуженный артист РСФСР Н. Ф. Орешкевич - Базиль в балете Л. Минкуса "Дон Кихот"

А. Н. Кокурина была разносторонне талантливым человеком. Она увлекалась сочинением стихов в есенинском стиле, очень хорошо рисовала – особенно ей удавались эскизы к театральным костюмам. Свои же балетные костюмы в свободные от спектакля вечера она сама расшивала и декорировала.

В 1966 г. Кокурину с мужем пригласили на работу в Воронежское хореографическое училище и они оставили Пермь. Для них это было непростое решение, так как лучшие годы – пик их балетной карьеры, рождение дочери, друзья и многое-многое другое – были связаны с этим городом, с театром, с их домом.

Анастасия Николаевна проработала в Воронеже почти десять лет, а с 1966 по 1972 гг. (с перерывом) даже была художественным руководителем училища. За время работы она подготовила четыре выпуска: три – дуэтного танца и один – мужской класс. Среди её учеников – народные артисты Анатолий Головань и Евгений Попов, заслуженные артисты Людмила Масленникова, Сания Куртосманова, Валентина Свинарёва (Пономаренко), Ольга Колосова (Непомнящая) и Пётр Попов, заслуженные деятели искусств Татьяна Гальцева, Александр Бондаренко, Вера Власенко (Куликова) и Георгий Ковтун, Владимир Маленький, Людмила Черечеча, Ольга Андреева (Шаройко), Людмила Евсюкова (Сычёва) и другие. Также она ставила танцевальные номера для учащихся.

В 1975 г. Орешкевичи перебрались в Подмосковье, где руководили балетным ансамблем при дворце культуры в Павловском Посаде, в 1984 г. переехали в Москву.

Умерла Анастасия Николаевна Кокурина 28 октября 1993 г. в Москве в возрасте 78 лет. Урна с её прахом и урна с прахом Н. Ф. Орешкевича покоятся в одной нише колумбария Донского кладбища. Нишу закрывает мраморная доска с изображением раскрытого занавеса и цветной фотографией, на которой они изображены в главных партиях Авроры и Дезире балета «Спящая красавица» на пермской сцене.

Дочь Н. Ф. Орешкевича и А. Н. Кокуриной Марина Николаевна Орешкевич в 1968 г. окончила Пермское хореографическое училище. Сразу после выпуска была принята в Ансамбль народного танца СССР Игоря Моисеева и работала там до 1990 г. в качестве солистки, до 1995 г. как педагог народного и классического танца. В 1983 г. она удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР».

На Южном кладбище в Перми сохранилась могила матери А. Н. Кокуриной Какуриной Эльвиры-Анны Леопольдовны (родилась 1 июня 1885 г., умерла 15 октября 1963 г. в Перми).

Могила Э.-А. Л. Какуриной на Южном кладбище:

P.S. Фотография плиты сделана Мариной Николаевной Орешкевич, предоставлена Евгением Павловичем Субботиным, президентом Пермского общества «Арабеск»

C.L. Статьи Е. П. Субботина «Балетная династия Орешкевичей в Перми» (сборник «Пермский дом в истории и культуре края», Пермь, 2010), «100-летний юбилей А. Н. Кокуриной, артистки балета и основателя музея оперного театра» (сборник «Пермский дом в истории и культуре края», Пермь, 2015); сайты «Энциклопедия «Пермский край» (http://enc.permculture.ru), «Воронежский гид» (https://vrnguide.ru)

Страница 123