Четверг, 05.12.2024, 21:10 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кудряшова К. К.

Клавдия Кузьминична Кудряшова (13.12.1925-16.06.2012)

Кудряшова (Кудряшёва) Клавдия Кузьминична – певица, артистка оперы (меццо-сопрано). Ведущая солистка оперы Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 1960 по 1987 гг. Заслуженная артистка Белорусской ССР (1954). Народная артистка Белорусской ССР (1955). Народная артистка СССР (1970). Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1955), «Знак Почёта» (1967), Дружбы народов (1985). Почётный гражданин Пермской области (2004).

Клавдия Кузьминична Кудряшова родилась 13 декабря 1925 г. на хуторе Белом Уманского района Кубанского округа Северо-Кавказского края (сейчас это Ленинградский район Краснодарского края).

Детство Клавдия провела в Сочи, здесь она училась в школе и пела в хоре городского Дома пионеров. В 17 лет она поступила в Краснодарское музыкальное училище, которое окончила в 1946 г.

Свою артистическую карьеру Клавдия Кузьминична начала в Краснодаре статисткой в театре оперетты.

В 1952 г. К. К. Кудряшова окончила Московскую государственную консерваторию, где занималась по классу профессора Розы Яковлевны Альперт-Хасиной.

Сразу же по окончании консерватории её пригласили в качестве солистки в Государственный Большой театр оперы и балета Белорусской ССР. На минской сцене Кудряшова исполняла ведущие меццо-сопранные партии в операх Ж. Бизе, А. В. Богатырева, Дж. Верди, И. И. Дзержинского, Ж. Массне, Ю. С. Мейтуса, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Е. К. Тикоцкого, П. И. Чайковского. Она успешно выступила во время декады белорусского искусства в Москве. В 1954 г. она была удостоена звания заслуженной артистки БССР, а ещё через год стала народной артисткой республики.

В феврале 1960 г. Клавдия Кузьминична приехала в Пермь, сначала – в качестве приглашённой солистки на два-три спектакля, но затем осталась в Перми надолго. Пермский период – пора её творческой зрелости как певицы. Здесь она создала свои лучшие роли, а всего их было около 50. Это Азучена в «Трубадуре», Амнерис в «Аиде», Ульрика в «Бале-маскараде», Эболи в «Доне Карлосе» Дж. Верди, Аксинья в «Тихом Доне» И. И. Дзержинского, Баронесса в «Бравом солдате Швейке», Катя Булавина в «Огненных годах» А. Э. Спадавеккиа, баронесса Штраль в «Маскараде» Д. А. Толстого, Варвара Васильевна в «Не только любовь» Р. К. Щедрина, Весна в «Снегурочке», Любаша в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Графиня и Полина в «Пиковой даме», Иоанна в «Орлеанской деве», Любовь в «Мазепе», Няня в «Евгении Онегине», Морозова в «Опричнике», Солоха в «Черевичках» П. И. Чайковского, Ефросинья в «Семье Тараса» Д. Б. Кабалевского, Кармен (на фотографии слева) в одноимённой опере Ж. Бизе, Кача в «Чёрте и Каче» А. Дворжака, Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Марфа в «Хованщине» М. П. Мусоргского, Мать в «В бурю» Т. Н. Хренникова, Ортруда в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Турандот в одноимённой опере Дж. Пуччини.

Вокально-сценические образы, созданные Кудряшовой, оценивались современниками не иначе как выдающиеся, а исполнение безукоризненное. Её очарование заключалось в сочетании великолепного голоса, замечательного по чистоте звучания, красоты своеобразного тембра, музыкальности, огромного сценического темперамента, драматической выразительности и высокого профессионализма.

Клавдия Кузьминична признавалась: «Я очень люблю петь партии драматического плана, в них нахожу необъяснимое творческое удовлетворение». И таких партий она исполняла много. В её большом репертуаре настоящими жемчужинами были Любаша и Кармен, Амнерис и Турандот, Иоанна и роли в современных операх. Певица легко справлялась с техническими трудностями этих партий, передавая настроение и эмоции своих героинь только через голос, через точно найденные интонации. Её меццо-сопрано было сильным, ровным во всех регистрах и предельно свободным.

Опера «Принцесса Турандот» появилась в пермском театре только благодаря Кудряшовой, так как ни одна другая певица в труппе не смогла бы справиться с трудной заглавной партией произведения Пуччини. Когда коллектив решил осуществить на сцене постановку всех опер Петра Ильича Чайковского, Клавдия Кузьминична пополнила свой репертуар сложной партией Иоанны из «Орлеанской девы». Композитор писал, что для её воплощения исполнительница должна обладать мощным голосом, актёрским талантом и яркой внешностью. Кудряшова полностью отвечала всем условиям, удачное исполнение этой роли лишь подтвердило её амплуа трагической артистки.

Соразмерность всех компонентов артиста музыкального театра – вокала, пластики, драматического действия, - направленных на раскрытие смысловой стороны образа, умение правдиво существовать в предлагаемых обстоятельствах делали Кудряшову подлинно современной исполнительницей опер советских композиторов. Её Катя Булавина, Ульяна Громова, Надежда Дурова и Аксинья показывали характер в процессе внутреннего движения, как «жизнь человеческого духа».


К. К. Кудряшова в роли княгини Евпраксии Романовны Курлятевой ("Чародейка" П. И. Чайковского)

В 1970 г. Клавдии Кузьминичне присвоено высокое звание народной артистки СССР.

К. К. Кудряшова первой из пермских артистов записала виниловый диск на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Произведения Дж. Верди, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Серова, П. И. Чайковского звучат на нём в сопровождении оркестра Большого театра под управлением Б. Э. Хайкина с участием народного артиста СССР Владислава Пьявко. Все партии, спетые солисткой на записи, стали неотъемлемой частью коллекции мирового оперного театра.

Клавдия Кузьминична имела обширный концертный репертуар, выступала на концертах как с оперными ариями, так и с романсами. Она постоянно сотрудничала с военно-духовым оркестром Владимира Ивановича Лицмана, возглавляла военно-шефскую комиссию Пермского отделения Всероссийского театрального общества, много и охотно пела перед учащимися в учебных заведениях. Артистка неоднократно избиралась депутатом Пермского областного Совета народных депутатов, являлась членом Областного Совета профсоюзов.

В феврале 1987 г. Кудряшова вышла на заслуженный отдых, а в начале 2000-х гг. переехала в Минск.

Умерла Клавдия Кузьминична Кудряшова 16 июня 2012 г. в Минске в возрасте 86 лет. Похоронена на 124 участке кладбища «Колодищи» Минского района Белоруссии.

Вместе с ней похоронена Кузьмичева Ольга Викторовна (родилась в 1952 г., умерла в 2008 г.).

P.S. Фотографии памятника сделаны Александром Цветковым, предоставлены Тимохой, автором сайта "Некрополь выдающихся деятелей искусств" (http://akterruss.ucoz.net).

C.L. Сайты «Кино-Театр.ру» (http://www.kino-teatr.ru), «Энциклопедия Пермский край» (http://enc.permculture.ru), Пермского театра оперы и балета (http://permopera.ru), книга К. З. Витвицкого «Артисты Пермской оперы» (Пермское книжное издательство, 1987 г.)

Страница 134