Четверг, 05.12.2024, 23:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Келлер И. И.

Иосиф Исаакович Келлер (30.12.1903-16.02.1977)

Ирина Андреевна Донат (19.07.1920-22.03.2006)

Иосиф Исаакович Келлер

Келлер Иосиф Исаакович – советский режиссер и драматург музыкального театра, писатель-фантаст, сценарист. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Главный режиссер Молотовского (Пермского) академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с февраля 1947 г. по 1975 г. Лауреат Сталинской премии (1951). Член Коммунистической партии СССР с 1954 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат Всесоюзного фестиваля театров (1957). Награжден орденом Октябрьской Революции (1976).

Иосиф Исаакович Келлер родился 17 (30) декабря 1903 г. в Одессе в театральной семье. Его отец был заведующим театральной труппой, а мать – артисткой хора. Семья Келлеров в дореволюционное время постоянно переезжала с места на место: Ростов, Тифлис, Харьков, Вильно, Киев, Нижний Новгород, Петербург. В 1920 г. они перебрались в Екатеринбург, где Иосиф Исаакович окончил школу второй ступени и поступил в медицинский институт. После двух лет учёбы в институте он решил посвятить свою жизнь художественному творчеству.

Ещё во время учёбы в медицинском Келлер стал работать литсотрудником в журнале «Товарищ Терентий» и газете «Уральский рабочий», входил в литературные группы «УЛИТА», «Мартен», с 1921 г. начал печататься. Параллельно он занимался в театральной студии Губпрофсовета, которой руководил актёр Константин Фёдорович Степанов-Колосов. В студии сложилась большая группа талантливой артистической молодежи - Григорий Александров, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Олег Жаков, Пётр Соболевский.

В начале двадцатых годов Иосиф Исаакович познакомился с Вениамином Гиршгорном и Борисом Липатовым, которые стали его соавторами в научно-фантастической прозе. Вместе с первым они написали комедию «Ордер № 505» (1923), повести «Сергей Градов» (1923, незавершена), «Универсальные лучи» («Сорванец Джо») (1924), а со вторым – повесть «Вулкан в кармане» (1925). Последнее произведение, созданное тремя соавторами, «Бесцеремонный Роман» («Роман Владычин») (1928), стал событием в советской научной фантастике, правда, оцененным по достоинству только в семидесятых-восьмидесятых годах, когда никого из авторов уже не было в живых.

В 1925 г. Келлер уехал в Ленинград учиться на режиссёрском факультете Института сценических искусств. В то же время он продолжал сотрудничество с газетой «Уральский рабочий», став специальным корреспондентом газеты в Ленинграде. Получив высшее образование и квалификацию «режиссёр-постановщик» в 1929 г. Келлер вернулся в Свердловск и поступил на работу в театр оперы и балета в качестве режиссёра-ассистента к Владимиру Апполоновичу Лосскому, затем стал режиссёром-постановщиком.

В 1938 г. Иосиф Исаакович был назначен главным режиссёром Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, в котором поставил оперы «Иван Сусанин», «Аида» и др. Во время войны, в 1944 г. он переехал в Ашхабад, где стал главным режиссером Туркменского театра оперы и балета (до 1946 г.), а затем около года работал в Куйбышевском театре оперы и балета. В феврале 1947 г. вернулся на Урал в качестве главного режиссёра Молотовского (с 1957 г. Пермского) театра оперы и балета.

Во время художественного руководства И. И. Келлера и директорства заслуженного деятеля искусств РСФСР С. Г. Ходеса театру решением Совета Министров РСФСР в 1965 г. было присвоено имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, на сцене театра были поставлены все его оперы и балеты, в 1969 г. театр получил звание академического.

Как режиссёр Иосиф Исаакович поставил около 80 оперных спектаклей, в том числе более 40 – в Пермском театре. Среди его постановок: «Дон Карлос» Дж. Верди (1948), «Иван Болотников» Л. Б. Степанова (1950), «Чародейка» П. И. Чайковского (1952), «Хождение по мукам» А. Э. Спадавеккиа (1953), «Маскарад» Д. А. Толстого, «Овод» А. Э. Спадавеккиа (обе в 1957), «Аида» Дж. Верди (1958), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1959), «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1964), «Бал-маскарад»; «Огненные годы» А. Э. Спадавеккиа, «Князь Игорь» А. П. Бородина (все в 1966), «Праздник фонарей» А. Э. Спадавеккиа, «Орлеанская дева» П. И Чайковского (обе в 1969), а также «Фауст» Ш. Гуно, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «В бурю» Т. Н. Хренникова и др. В 1951 г. Келлеру за участие в создании оперы «Иван Болотников» была присуждена Сталинская (Государственная) премия. В 1957 г. его спектакли «Маскарад» и «Овод» удостоены диплома первой степени на Всесоюзном фестивале театров.

Сцена из оперы "Огненные годы"
Сцена из второго действия оперы А. Э. Спадавеккиа "Огненные годы" (либретто и постановка И. И. Келлера)

В тридцатые годы Келлер отошел от активной литературной деятельности, но стал известен как сценарист и либреттист. В 1946 г. на экраны вышел фильм «Каменный цветок», авторами сценария к которому были Павел Бажов и Иосиф Келлер. Позже Иосиф Исаакович стал автором либретто к балетам «Лада» и «Суламифь» Б. В. Асафьева (совместно с С. Ф. Корольковым), операм «Надежда Дурова» А. В. Богатырёва, «Овод» и «Хождение по мукам» А. Э. Спадавеккиа, «Гроза» В. Н. Трамбицкого и др.

Благодаря Келлеру Пермский театр прославился как «лаборатория советской оперы». Уникальные спектакли создавались в тесном содружестве с композиторами Антонио Спадавеккиа («Хождение по мукам», «Овод», «Огненные годы», «Праздник фонарей»), Львом Степановым («Иван Болотников»), Кларой Кацман («Рыцарская баллада», 1973). Ставились оперы, редко идущие в других театрах страны, такие как «Маскарад» Д. А. Толстого, «Поднятая целина» И. И. Дзержинского, «Орлеанская дева», «Опричник», «Чародейка», «Черевички» П. И. Чайковского, «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Бал-маскарад», «Дон Карлос» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Черт и Кача» А. Дворжака.

В 1956 г. Келлер организовал в театре декаду опер и балетов композиторов-современников, показав 9 спектаклей, из них 6 собственной режиссуры; в 1974 г. – декаду сценических произведений П. И. Чайковского: 9 спектаклей, 4 из 6 опер поставлены Иосифом Исааковичем. Трижды под его руководством, в 1954, 1968 и 1970 гг., театр с длительными гастролями выезжал в Москву.

Три оперных спектакля в постановке И. И. Келлера – «Чародейка», «Пиковая дама» и «Князь Игорь» были возобновлены в театре в восьмидесятые годы, а два – «Аида» и «Орлеанская дева» сохранялись в репертуаре до начала двухтысячных годов.

В 1975 г. Иосиф Исаакович вышел на пенсию. В последние годы он занимался музыкально-просветительской работой. В 1977 г. Пермское книжное издательство выпустило книгу воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».

Умер Иосиф Исаакович Келлер 16 февраля 1977 г. в Перми в возрасте 73 лет. Похоронен на 7 участке Южного кладбища.

Рядом с ним похоронена его супруга,

Донат Ирина Андреевна (родилась 19 июля 1920 г. в Ленинграде, умерла 22 марта 2006 г. в Перми) – балерина, артистка кордебалета, затем инспектор балета Молотовского (Пермского) академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.

Вид захоронения до июня 2014 г.:

P.S. Могила нуждается в реставрации.

Страница 1